Предыстория строительства

Фундамент – основание, служащее опорой для стен здания, для машин и т.п.(«Словарь русского языка» С.И.Ожегов).
Сразу замечу, что до того как Вы выкопаете первую лопату земли для возведения фундамента и заложите капсулу с посланием для потомков необходимо дождаться как минимум чтобы регистрационная палата приняла к оформлению документы на землю, а самое лучшее, когда эти документы уже у Вас на руках. Поскольку в регистрационной палате документы лежат как минимум месяц, то и рассчитывайте, сколько времени у Вас останется на то, чтобы начать строительство до сезона дождей.
Что касается меня, то документы на регистрацию в регистрационной палате были приняты 7 июня 2007 года. Примерно с этого момента у меня и начинается эпопея возведения фундамента. Почему я не дождался, когда получу документы о государственной регистрации права собственности? Это просто, у меня должен был приехать со дня на день брат из Бельгии, а поскольку у него ограниченный во времени отпуск и даже после работы он не сможет приезжать на стройку, то и начинать строительство приходится раньше. Пока брат не приехал, нужно определиться с тем, где будет стоять дом на участке, как он будет расположен на этом участке. Плюс к этому, необходимо учесть, что поскольку расстояние между строениями такого типа по государственным стандартам должно быть как минимум 6 метров, то надо отсчитать как минимум три метра от соседских участков с каждой стороны дома.
1. «Как будет расположен дом на участке»: мне просто, во-первых участок у меня узкий, а дом широкий, а следовательно расположен он у меня может быть только таким образом, что фасад здания будет параллелен дороге.
2. «Расположения на участке»: тут сложнее, участок длинный и возможностей много. Решающим в данном случае оказалось то, как расположили свои дома мои соседи. Чтобы по утрам и вечерам мне не приходилось задергивать шторки, от назойливых взглядов соседей, или не получилось так, что соседи мне могут через окно кинуть газетку с диким криком «Сосед, прочти колонку анекдотов… Я просто обделался, когда на горшке сидел…», я решил расположить свой дом относительно их в шахматном порядке. Картошку, морковку, баклажаны и прочее сажать на участке не входит в мои планы, поэтому не сильно расстраиваюсь, что мой дом оказался в 25 метрах от дороги. Теперь время почесать репу и обмозговать… Много снега же мне перекидать придется за свою жизнь… Успокаиваю себя тем, что спорт очень полезен для здоровья, а когда совсем старый буду, куплю себе робота. Наше правительство обещает достойные пенсии, что даже на робота хватит... Если же денег, после покупки робота, не будет на еду, то придется тряхнуть сединой и пойти воровать картошку у более прозорливых соседей.
Таким образом, схематически, посадка моего дома выглядит примерно так:

Что касается участков снизу схемы, то там просто пока нет домов, поэтому на схеме они не отображены. Там уже будут другие строители думать как расположить дом.

Определившись с посадкой дома на участке, начинаем строительство. У меня с моим братом было достаточно много дискуссий насчет того, какой фундамент возводить и делать ли заглубленный этаж. Дело в том, что при возведении фундамента играют роль такие показатели как глубина промерзания грунта, тип грунта, уровень грунтовых вод и т.д. Теперь необходимо узнать о типе грунта и грунтовых водах. Это очень просто, есть ведь соседи.
Способы узнать от соседа нужную информацию:
1. Пытки. Ловите соседа, привязываете его к дыбе и угрожая раскаленным арматурным обрубком требуете выложить все секреты насчет грунта;
2. Лесть и подкуп. Соседи зачастую любят похвалиться тем, какие они молодцы и как здорово построили свой дом. Вы при этом киваете, восхваляетесь, говорите что они гении строительства и выводите их на нужную вам тему о типе грунта и грунтовых водах. Обещайте их пригласить на шашлыки, если они расскажут все.
3. Банальный расспрос. Не стесняйтесь задавать вопросы соседям. Поверьте мне, они вам все расскажут и без пыток. Так было в моем случае. Скукота...
4. Без соседей. Лопату, кирку в руки и копайте яму, друзья мои, копайте. Яма должна быть заглублена как минимум на уровень заглубления фундамента с учетом слоя гравия и песка под лентами или столбиками фундамента или уровень промерзания, а вообще, чем глубже тем лучше. Главное не докопайтесь до китайцев.

На моей земле уровень грунтовых вод достаточно низок, но почва у меня слоистая, слой песка, слой глины, промерзание 1.8, делаю вывод, фундамент желательно заглубить. Тогда резонный вопрос: «Зачем терять пространство, которое между стенами фундамента?» С другой стороны, заглубление фундамента влечет за собой удорожание проекта (это самое важное, потому что в финансах я ограничен), кроме того, это требует некоторой квалификации, в коей я тоже ограничен. Обращаемся за справкой в справочник под названием всемирная паутина то бишь internet. Выбираем из:
1. Ленточный фундамент;
2. Столбчатый фундамент;
3. Монолитная плита.
С учетом того, что дом у меня достаточно большой и подвержен в большей степени деформации фундамента, отбрасываем 1 и 2. Выбираем монолитную плиту. Преимущества следующие:
1. Мелкозаглубленный или не заглубленный, то есть не требует заглубления на 2 метра. Считается что заложение для такого фундамента нормально 40-50 см;
2. Стоимость относительно заглубленного этажа дешевле на 1/3 (чисто теоретически с учетом того, что будет возведен цокольный этаж над уровнем земли);
3. После заложения фундамента не потребуется дополнительная заливка полов;
4. Надежность. Поскольку вся плита армирована, то фундамент устойчив для практически любых видов почвы, в том числе шибко-сильно пучинистых. На грунт намного ниже давление, за счет площади опоры дома.
Просто оговорюсь, что у моих соседей рухнула одна стена дома, когда было возведено два этажа дома, хорошо что крышу не успели начать делать. Дело было в частности, в фундаменте. Были большие затраты на демонтаж рухнувшей части дома, укрепления фундамента и возведения этой части дома вновь. Кроме того, все кто строится, наверное обращали внимание на дома, по стенам которых бегут трещины? Думаете беда в том, что стены были сделаны не качественно? На мой взгляд, по большей части в таких трещинах виноват фундамент. Вообще, если фундамент ненадежен, то это потребует намного больших вложений после в укрепление оного, чем, если изначально позаботиться о надежности.
Недостатки:
1. Дорого, относительно столбчатого или ленточного фундамента (дороже в несколько раз, но надежность требует вложений);
2. Требует больше времени на возведение, в частности много земляных работ, работ с арматурой и тд;
3. Прочее. Вписать самим.
Таким образом с типом фундамента определились, место для фундамента выбрали, начинаем строить.

5 комментариев:

Vasily комментирует...

Надеюсь, извещения о новых комментариях автору блога приходят?

У меня комментарий насчет типа фундамента (плита). В конце поста Вы пишете, что плита дороже ленточного и столбчатого вариантов - я надеюсь, Вы имеете в виду мелкозаглубленные варианты (порядка 50-70 см)? Если да, то я с Вами с удовольствием соглашусь и немного расширю аргументацию в пользу плиты.

Я сейчас нахожусь лишь на стадии планирования и расчетов, и тоже выбрал плиту, ибо с 99% вероятностью грунт на участке будет сильно пучинистым, и заглублять ленточный фундамент придется на 1.5 - 1.7 м. Это ставит вопрос вида "а если так глубоко, может и цокольный этаж сбацать?". Однако при расчетах становится видно, что шибко дорого это, и плита, которая плавает вместе с грунтом и не парит нам мозг, оказывается проще и дешевле - это при том, что плиту во всех без исключения журналах/официальных сайтах называют самым дорогим фундаментом. Без оговорок и уточнений. Хорошо хоть, надежность признают :)

Короче, правильный выбор! Желаю упорства и удачи!

Игорь комментирует...

А какова глубина промерзания? Какой регион?
Сама по себе мелкозаглублённая плита не гарантирует от дальнейших деформаций. Если грунт пучинистый, то зимой его начнёт крутить-вертеть, что неизбежно скажется на конструкции.
В таких случаях надо вынимать пучинистый грунт до глубины промерзания и, если принято решение делать мелкозаглубленный фундамент, делать обратную засыпку НЕПУЧИНИСТЫМИ материалами (щебень, ПГС, скальные грунты и т.п.) до отметки низа фундамента.

ciklop комментирует...

Здравствуйте.

Vasily:
К сожалению, пока не разобрался где поставить галочку о получении уведомлений, поэтому приходится обегать весь блог и смотреть + задержа комментов идет. Сори, разберусь все будет быстрее.
Итак:
Да, я имею ввиду мелкозаглубленные варианты фундамента. То есть мелкозаглубленный ленточный или столбчатый фундамент. Здесь не рассматривается создание заглубленного этажа.
Что касается заглубления на 1.5-1.7 метра, и вопроса "Может и цокольный этаж сбацать", то тут, при "плохом" грунте возникает еще множество проблем с гидроизоляцией, вентиляцией и прочей ерундой, это все помимо строительства, а именно вложения больших (ударение на "о") средств, привлечения большого количества техники...
А что касается надежности плиты, тут согласен, все источники признают :)

Игорь:
Регион - Татарстан, г.Казань. У нас считается глубина промерзания 1.6-1.8 метра. Что касается крутить вертеть, то для этого фундаментная плита ставится как раз на непучинистый грунт, о котором Вы упомянули при обратной засыпке, чтобы уменьшить этот эффект. Но до уровня промерзания копать яму вовсе не обязательно. Нужна просто небольшая подушка непучинистого грунта, утепление по периметру (для уменьшения промерзания, скажем по периметру положить утеплитель горизонтально) и грамотно сделанный дренаж + отмостка. Будет больше чем достаточно. :)

Заботливый комментирует...

Василий, проверьте свой грунт. Мы из-за неудачного грунта поднимали дом http://www.worldofuretek.ru/tekhnologii-uretek/podyom-i-stabilizatsiya.html

дома из оцилиндрованного бревна комментирует...

Фундамент - важнейший этап в строительстве дома.